История судоходства Петербурга 19-го века

08 февраля 2018 г.

История пассажирского судоходства в России началась в 1815 году в Санкт-Петербурге. 

В 1815 году на заводе Чарльза Берда был построен первый в России пароход (на тот момент их называли «пироскафами»* или «стимботами»), который получил название «Елизавета».
Мощность парового двигателя «Елизаветы» составляла всего 4 лошадиные силы, и позволяла развивать скорость до 11 км/ч.
Первый регулярный рейс произошёл 3 ноября 1815 года, пролегал он из Петербурга в Кронштадт. Дорога занимала от 3 до 5 часов в зависимости от погодных условий.

В 1820 году эксплуатировалось уже 4 парохода, которые ходили по маршруту Петербург-Кронштадт, и перевозили они не только пассажиров, но и грузы. Длина пароходов составляла 19,7м, а ширина 4,9 метра.

В 1842 году была создана регулярная пароходная линия. Пароходы совершали рейсы между Сердоболем, островами Коневец и Валаам, и Шлиссельбургом. К 1856 году по этим маршрутам ходило уже 10 пароходов.

В 1848 году в Санкт-Петербурге основано судоходное предприятие «Лёгкое Невское пароходство».
От пристани у Летнего сада (центральный городской причал на тот момент), отходили пароходы вместимостью до 100чел. Маршрут пролегал к островам, расположенным в прибрежной части города, а стоимость проезда составляла 20 копеек серебром с пассажира.

В 1855 году по реке Неве ходили 29 пароходов, которые принадлежали нескольким компаниям.

В 1880 году установлены рейсы от 11-12-й линии Васильевского острова до Финляндского вокзала.
Несколькими годами позднее у пристаней (которых к концу 19 века в Петербурге было 20) стали появляться небольшие паровые катера, основной целью которых были пассажирские перевозки. Принадлежали они "Финляндскому обществу лёгкого пароходства" и получили в народе название "Финляндчики"

"Финляндчик"

 

Тарифы на пассажирские перевозки на момент 1880 года

 

  • Летний сад – Крестовский остров - 5 копеек; 10 копеек вечером
  • 11-12 линия Васильевского острова – Финляндский вокзал - 5 копеек
  • Летний сад – Финляндский вокзал - 3 копейки
  • Казанский мост – Калинкин мост (Екатерининский канал (канал Грибоедова)) – 5 копеек
  • Летний сад – Калинкин мост (по Фонтанке) – 5 копеек

 

По данным на 1890 год, флот Ладожского бассейна состоял из 127 пароходов:

  • Пассажирские – 10
  • Служебные - 11
  • Товаро-пассажирских – 12
  • Буксиро-пассажирских - 5
  • Буксирных – 87

 

В следующей статье мы поговорим о судоходстве Петербурга в прошлом столетии.
От советских времён, и до наших дней. О первых метеорах, теплоходах-кабриолетах, теплоходах-ресторанах и многом другом.


* «Пироскаф» - с греческого огненное судно.


«Уже воображал себя на пироскафе… Пироскаф тронулся – морской, свежий ветер веет мне в лицо» - Пушкин. 1830г

MENU